Распространение Православия в Приморье

Православное христианство пришло в Приморье вместе с русскими землепроходцами и первыми поселенцами. И хотя самостоятельная Владивостокская епархия образовалась в 1899 году, однако задолго до этого Русская Православная Церковь осуществляла на территории Приморья свою просветительскую и миссионерскую деятельность.Святитель Иннокентий (Вениаминов)

Начало христианского просвещения края тесно связано с историей его освоения. Известно, что впервые русские землепроходцы - отряд О. Степанова - побывали в Приморье в середине XVII века. Однако активное изучение и освоение края началось в середине XIX века (Н. М. Пржевальский, В. К. Арсеньев, и др.). В 1860 году согласно Пекинскому договору между Россией и Китаем Уссурийский край влился в состав Российской Империи. К этому же времени относится и интенсивное заселение Приморья. Одновременно с этим возникала нужда в духовном просвещении нового края.

Начало распространению в Приморье Православия было положено святителем Иннокентием (Вениаминовым), который в 60-е годы XIX века являлся архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Он был близким советником первого Губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Лично святитель Иннокентий путешествовал по Приамурью, изучая духовные нужды края, совершал крещение, возводил церкви. 5 мая 1858 года святитель Иннокентий вместе с Н. Н. Муравьевым прибыли в Усть-Зейскую станицу, где решили основать главный город Приамурья и изменить название станицы на Благовещенск. С этого времени сюда была перенесена Камчатская кафедра. До 1868 года святитель Иннокентий (Вениаминов) оставался первым миссионером и правящим архиереем Камчатской и Курильской епархии. Так как в 1860 году Приморье официально вошло в состав России, то тогда же эта территория по духовному ведомству была включена в состав Камчатской и Курильской епархии. Поэтому направление миссионерской деятельности в Приморье определил святитель Иннокентий (Вениаминов), который сразу обратил внимание на необходимость, во-первых, устроения здесь православных церквей и, во-вторых, ведения миссии среди корейцев, переселившихся в южную часть Приморья в 60-е годы XIX века.

Военный корабль «Манджур»Первыми поселенцами на юге Дальнего Востока были военные и казаки. Сначала возникали военные посты: 1859 год - на берегу озера Ханки (Турий Рог) и в бухте святой Ольги, 1860 год - в бухте Новгородская, в Раздольном, в Угловом и других местах. 20 июня 1860 года на военном транспорте "Манджур" в бухту Золотой Рог были доставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с прапорщиком Комаровым. Они основали пост Владивосток, положивший начало будущему городу. Одновременно с решением о создании города-порта было решено строить православный храм. Еще в 1859 году, святитель Иннокентий (Вениаминов) подписал антиминс в первую православную церковь Владивостока, получившую тогда же имя Успения Пресвятой Богородицы. К ее строительству приступили в 1861 году, когда во Владивосток прибыл флотский благочинный судов Амурского отряда иеромонах Филарет. Первая Успенская церковь строилась с 1861 по 1862 годы. Получился небогатый деревянный храм, который сыграл на первых порах незаметную роль одухотворения однообразной жизни молодого города. Этому храму впоследствии после его переноса на новое место и постройке из камня суждено было стать кафедральным собором. Сам же Владивосток занял центральное место в дальнейшем распространении по Приморскому краю православного христианства. Известно, что к 1883 году в крае было построено 8 православных храмов: одна часовня в селе Троицком и семь церквей в селах Турий Рог, Камень-Рыболов, Никольское, Шкотово, в Ольгинском посту, Новокиевском урочище и во Владивостоке. Конечно, строительство церквей не поспевало за стремительным ростом численности православного населения края начиная с 1884 года, поэтому приходы приняли необычайно большие размеры.

Вместе с иеромонахом Филаретом роль первых православных миссионеров и храмостроителей Приморья разделили иеромонах Валериан, священник Мануил, священник Виталий, диакон Евгений, священник Василий Пьянков, священник Верещагин и другие.

Среди корейских поселенцев, переселившихся на русскую территорию, по благословению архиепископа Иннокентия (Вениаминова) впервые стал миссионерствовать иеромонах Валериан. По преданию он построил для новообращенной паствы первую в Посьетском участке (юг Приморья) часовню в с. Новокиевском. С 1882 года в целях правильной постановки миссионерского дела в корейских селениях Приморья стали учреждать миссионерские станы, первые из которых открылись в селениях Тизинхэ и Янчихэ. С 90-х годов началось активное открытие миссионерских станов в корейских поселениях.

Особое место в развитии православной миссии в Приморье сыграл Приамурский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, открывшийся в 1895 году на берегу реки Уссури. Он стал центром просветительской деятельности церкви на всем Дальнем Востоке. Его открытие изначала было задумано еще архиепископом Иннокентием (Вениаминовым), в бытность его архиерейства на Камчатской кафедре.

Миссионерская деятельность в Приморье после назначения архиепископа Иннокентия на митрополичью кафедру в Москву направлялась правящими архиереями Камчатской епархии. Сначала епископом Вениамином (Благонравовым), управлявшего ею до 1873 года. (Владыка Вениамин написал книгу "Жизненные вопросы православной миссии в Сибири", изданную в 1885 году). Затем епископом Павлом (Поповым): 1873 - 1877 годы. После владыки Павла Камчатским и Благовещенским архиереем (1877 - 1885 годы) был епископ Мартиниан (Муратовский), ставший известным своей миссионерской деятельностью среди корейцев и гольдов, для которых на их родных языках он перевел Евангелие, избранные псалмы, литургию, священную библейскую историю. Преемником епископа Павла на кафедре стал епископ Гурий (Буртасовский): с 1885 по 1892 годы. Вслед за ним с 1892 по 1897 годы Камчатской епархией управлял епископ Макарий (Дарский), по кончине которого в 1897 году епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским стал епископ Евсевий (Никольский). Именно владыке Евсевию довелось возглавить православную миссию в Приморье, когда Владивостокская епархия в 1899 году приобрела статус самостоятельной.

Владыка Евсевий с первых шагов своего святительского служения в новой епархии близко принял к сердцу еще довольно молодую и бедную миссию. По его инициативе в 1899 году был основан Владивостокский епархиальный комитет Православного миссионерского общества, поставивший перед собой цель содействия миссионерской деятельности во Владивостокской епархии.

Улучшение миссионерского дела требовало увеличение числа церквей в целом по епархии, народных школ и миссионерских станов среди корейцев. Владыка получил одобрение Синода на развитие в Приморье церковного строительства и для этой цели был назначен епархиальный архитектор. Для организации школьного дела во Владивостоке был учрежден училищный совет. Для руководства миссией среди корейцев был назначен ее начальником архимандрит Павел (Ивановский), ставший впоследствии викарием архиепископа Евсевия. Дело миссии во Владивостокской епархии получило особенное развитие после 1913 года, когда состоялся первый епархиальный миссионерский съезд, принявший ряд важных решений. В их числе - об образовании переводческого комитета и учреждении епархиального миссионерского совета.

В целом можно сказать, что вся вторая половина XIX века стала периодом активного распространения по Приморью Православия, особенно после образования самостоятельной Владивостокской епархии.