Епархиальное собрание

23.12.2010

Годовое епархиальное собрание

23 декабря во Владивостоке состоялось епархиальное собрание под председательством архиепископа Владивостокского и  Приморского Вениамина.

В своем докладе правящий архиерей остановился на главных событиях ушедшего года.

24-29 января. Делегация епархии приняла участие в работе XVIII Рождественских образовательных чтений в Москве. Делегацию возглавил правящий архиерей архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин.

1-2 февраля. Архиепископ Вениамин принял участие в торжествах посвященных первой годовщине интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарха в Москве. 2 февраля состоялось Архиерейское совещание — собрание епископата Русской Православной Церкви

2 марта. Конференция «110 лет русской духовной миссии в Корее» состоялась во Владивостоке. Она прошла в Высшем колледже корееведения ДВГУ и была посвящена также еще целому ряду юбилейных дат: 20-летию установления дипломатических отношений между РФ и Республикой Корея, 15-летию Высшего колледжа (факультета) корееведения ДВГУ и 110-летию корееведения в России.

14 марта. В России впервые отмечался День православной книги.

17-24 мая. Во Владивостоке прошел Всероссийский форум «X Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия».

24 мая. Празднование Дня славянской письменности Русской Православной Церкви. Концерт хоровой духовной музыки, который прошел в Пушкинском театре.

29-30 мая. Поездка правящего архиерея в Республику Корея, где в Корейской митрополии Константинопольского Патриархата проводились торжественные мероприятия, посвященные 110-ой годовщине православной духовной миссии в Корее.

26 июля. В Киеве Избран новый викарий епархии. На заседании Священного Синода 26 июля в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре было рассмотрено прошение архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина о назначении викарным епископом Владивостокской епархии игумена Иннокентия (Ерохина), секретаря епархиального совета.

25 июля-1 августа. Близ поселка Тигровый Партизанского района состоялся Краевой слет православной молодежи «Русский остров».

28 июля. Впервые в России прошло широкое празднование Дня Крещения Руси.

4 – 5 сентября. Во Владивосток из Благовещенска доставлена Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть». На Приморскую землю ее доставил архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. Состоялся большой крестный ход, в котором приняли участие более 2000 человек.

16-25 сентября. Состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Дальний Восток. Святейший Патриарх посетил Петропавловско-Камчатскую, Южно-Сахалинскую и Якутскую епархии. Во время поездки Его Святейшество сопровождали: архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, и избранный викарием епархии игумен Иннокентий (Ерохин).

11-13 октября. В Москве в Храме Христа Спасителя состоялся IV международный фестиваль православных СМИ «Вера и Слово». От Владивостокской епархии в нем приняли участие избранный викарием игумен Иннокентий (Ерохин) и ответственный секретарь газеты «Приморский благовест» М.Н. Бочкарников.

4 ноября. Впервые Владивостокская епархия приняла участие в церковно-общественной выставке «Православная Русь – к Дню народного единства», которая прошла по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в центральном выставочном зале «Манеж» в Москве с 4 по 8 ноября.

Выставочную часть Владивостокской епархии на форуме представляли избранный викарием епархии игумен Иннокентий (Ерохин) и руководитель Отдела по связям с общественностью М.И. Романов. В день начала работы выставки Святейший Патриарх Кирилл подошел в числе ряда других и к стенду Владивостокской епархии.

16-18 ноября. В Москве состоялся IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров. Владивостокскую епархию представил диакон Андрей Тищук, исполняющий обязанности заместителя руководителя миссионерского отдела епархии.

7 декабря. В Екатерининском соборе г. Краснодара Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского.

В день празднования памяти великомученицы Екатерины, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Екатерининском кафедральном соборе столицы Кубани. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон; архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин; архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона; архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима; епископ Майкопский и Адыгейский Тихон; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова монастыря; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; иеромонах Антоний (Севрюк), руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл и сослужащие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского, викария Владивостокской и Приморской епархии.

В составе делегации епархии в Краснодаре также находились протоиерей Сергий Якутов, иерей Димитрий Федорин, иеродиакон Ювеналий (Лапшин).

Храмы и духовенство Владивостокской епархии

В епархии открыто 123 прихода и 5 монастырей (2 мужских и 3 женских).

Зарегистрировано в государственных органах в качестве религиозных организаций 85 приходов и 5 монастырей, из них в этом году прошли регистрацию 5 новых приходов. Остаются незарегистрированными 38 приходов, из которых 7 имеют перспективы для регистрации. Один приход, скорее всего, нам придется закрывать из-за нецелесообразности его дальнейшего существования (в Уссурийске).

Богослужения совершаются в 145 храмах, в их числе в 63 церквах, в 46 молитвенных домах, в 25 часовнях и молитвенных комнатах, 11 домовых храмах. Из общего числа храмов, часовен и молитвенных комнат при исправительных учреждениях ГУФСИН – 8, в воинских частях – 7, в социальных и медицинских учреждениях – 9.

Совершают богослужения в 5 благочиниях 131 клирик в штате (на 5 чел. меньше, чем в 2009 году).

Из них число священников из числа белого духовенства – 85.

Число священников из числа монашествующих – 30, из которых число священномонахов, несущих служение в монастырях – 10, число священномонахов, несущих служение вне монастырей – 20.

Число диаконов из числа белого духовенства – 9.

Число диаконов из числа монашествующих – 7, из которых число иеродиаконов, несущих священнослужение в монастырях – 2, число иеродиаконов, несущих священнослужение вне монастырей – 5.

Число заштатных священников – 1.

Число запрещенных священнослужителей, включая монашествующих – 28 (на 3 клирика больше, чем в прошлом году), из них священников – 21, диаконов - 7.

Перешел к нам из другой епархии 1 клирик, перешли от нас в другую епархию 4 человека.

Число насельников обителей – 126, из которых:

мантийных насельников мужских монастырей – 19,

рясофорных насельников мужских монастырей – нет,

послушников мужских монастырей – 5,

мантийных насельников женских монастырей – 25,

рясофорных насельников женских монастырей – 14,

послушниц женских монастырей – 10.

Деятельность правящего архиерея

В 2010 г. (по состоянию на 19 декабря) правящим архиереем было совершено 255 богослужений, из которых:

103 литургии,

99 всенощных,

10 вечерних богослужений,

20 молебнов,

5 литий,

2 парастаса,

5 монашеских постригов,

3 освящения храмов,

2 освящения часовен,

3 закладки храма,

1 освящение куполов,

1 освящение судна,

1 освящение здания.

Состоялось 30 поездок по епархии, в том числе:

Южное благочиние – 8,

Западное благочиние – 15,

Северное благочиние – 4,

Восточное благочиние – 3.

Совершены хиротонии:

2 пресвитерских и 2 диаконских.

Удостоены патриарших иерархических наград: правом служения литургии до «Святая святым» - 1, саном игумена – 2 чел., саном протоиерея – 4 чел.

Награждены архиерейскими наградами: наперсным крестом – 4 чел., набедренником – 4 чел.

Прошу вас обратить внимание на то, что сейчас установлен новый порядок получения наград, как иерархических, так и общецерковных (орденов и медалей). Мы об этом уже говорили в прошлом году. Напомню, что относительно иерархических наград Святейший Патриарх требует соблюдения межнаградных сроков, хотя окончание таких сроков совсем не будет означать обязательность вручения очередной награды священнику. Определение наград будет производиться только раз в год к празднику Пасхи. Награды тесно соединяются с качеством деятельности, с тем в частности, будет ли вестись на приходах достаточная социальная, образовательная, миссионерская деятельность, церковная работа с молодежью. Также будут важны для нас добрые отношения священника с народом и отсутствие обоснованных жалоб, критических замечаний на клирика.

Касательно орденов и других наград. Мы всегда старались использовать их для выражения церковной благодарности благодетелям храмов. Сейчас всем настоятелям направлено наше распоряжение о том, как будет выстроена наградная система в епархии. Вы должны были его получить. Напомню, что вы можете представить в награждению благодарностью от архиерея, архиерейской грамотой, ценным подарком или епархиальной медалью «За церковные заслуги перед Владивостокской епархией» III степеней, которую в этом году нам утвердил Святейший Патриарх (медали пока не изготовлены, этот вопрос будет решен в будущем году, так как необходимо найти источники финансирования этого проекта). Медалью «За церковные заслуги перед Владивостокской епархией» награждаются священно- и церковнослужители Русской Православной Церкви, монашествующие и члены приходских собраний Владивостокской епархии, государственные и общественные деятели за труды по возрождению храмов и монастырей в Приморье, ревностную пастырскую и церковно-общественную деятельность.

Прошу всех настоятелей заблаговременно подавать прошения о наградах. Минимум за месяц до возможного вручения. При этом обратите внимание на форму представления к наградам, вам она указана в вышеназванном распоряжении. Нужно иметь ввиду, что поводами к награждению являются юбилейные даты личные, храмовые, окончание строительства церкви и другое. Но при этом следует еще указывать и основания для награждения, то есть отразить личный вклад человека. В чем он выражался: сколько пожертвовал средств (здесь имейте ввиду соразмерность награды и такого вклада, скажем, просить наградить епархиальной медалью за вклад на храм в 2000 рублей будет несоразмерным), может быть человек, выполнил важный для прихода социальный или миссионерский проект, что-то организовал и т.д. Все эти сведения нужно отражать в ваших прошениях о наградах. Канцелярия епархии будет возвращать вам на доработку неправильно оформленные документы.

Деятельность епархиальных органов управления

С 7 декабря в епархии приступил к деятельности наш викарий – епископ Уссурийский Иннокентий. В его непосредственные обязанности, кроме богослужебных, будет входить руководство подразделениями епархиального управления, Владивостокским духовным училищем, координация деятельности епархиальных отделов.

Секретарь епархии протоиерей Игорь Талько сосредоточится на вопросах строительства храмов и часовен, связей с администрацией, организации общеепархиальных мероприятий.

Под нашим руководством работает епархиальный совет, который в 2010 г. собирался на свое заседание 24 марта. В конце декабря планируется еще одно заседание совета. Напомню, членами совета являются: епископ Иннокентий, протоиерей Игорь Талько, протоирей Владимир Капитанюк, протоиерей Ростислав Мороз, протоиерей Виктор Жильцов, игумен Никон (Анненков), игумен Василий (Кулаков), игумен Никита (Зеленюк).

В минувшем году, как и в прошлом, архиерею оказывали помощь 11 епархиальных отделов, среди которых:

1) общий,

2) религиозного образования и катехизации,

3) миссионерский,

4) информационный и по связям с общественностью,

5) издательский,

6) молодежный,

7) по взаимодействию с вооруженными силами,

8) по взаимодействию с правоохранительными учреждениями и тюремному служению,

9) по церковной благотворительности и социальному служению,

10) по церковной работе с казачеством,

11) юридический.

После моего доклада епископ Иннокентий даст характеристику деятельности отделов.

Строительство храмов

В 2010 году правящим архиереем были освящены новых 3 храма и 2 часовни. Это:

- часовня в честь великомученика Георгия Победоносца с.Николаевка

- храм Покрова Божией Матери п. Угловое,

- храм Успения Божией Матери п. Кировский,

- кладбищенская часовня в честь святых Сергия и Германа Валаамских чудотворцев п.Кировский,

- домовой храм штаба 5-ой армии в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери,

Состоялись закладки трех новых храмов:

- домового храма в честь Порт-Артурской иконы в штабе 5-й Армии (в этом же году и освящен),

- в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы п. Смолянино,

- в честь Преображения Господня в п. Преображение.

В ближайшее время нам необходимо будет посмотреть, в каких населенных пунктах края можно открыть молитвенные дома, построить часовни или храмы. А пока – на таких земельных участках необходимо ставить поклонные кресты. Изучить ситуацию нам должны помочь благочинные, которых прошу подумать и в ближайшие дни до конца этого года сообщить в епархию свои предложения.

Если говорить о том, какие храмы сегодня строятся, то прежде всего сообщаю, и вы наверное, знаете об этом из сообщений в прессе, что идет проектирование и подготовка к началу строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора. Место под строительство главного храма епархии было освящено еще Святейшим Патриархом Алексием в 2000 году во время его визита во Владивосток. Однако строительство не могло начаться в связи со спорными вопросами, связанными с правом владения земельным участком.

Этой осенью главное управление Центрального банка России по Приморскому краю отказалось от права бессрочного пользования земельным участком в районе улицы Корабельная набережная. Заказчиком строительства кафедрального собора выступает Владивостокская епархия. Собор будут строить на пожертвования и спонсорские средства. С целью сбора пожертвований в данный момент создается благотворительный фонд, который проходит необходимую регистрацию в Министерстве Юстиции, также в ближайшее время будет утвержден попечительский совет. Проект храма, который был разработан в ОАО «ДНИИМФ» под руководством главного архитектора А. Котлярова, прошел согласования. Планируется, что новый храм, вместе с крестами, будет высотой более 60 метров, его вместимость составит около 2400 человек.

В целом по статистике находятся в стадии строительства 34 новых храмов и часовен. Это:

1. В п. Трудовое - в честь свв. апостолов Петра и Павла (пока строительство заморожено);

2. Во Владивостоке – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (3 % готовности, возводится времянка).

3. Во Владивостоке – в честь преп. Сергия Радонежского (пока строится временный дом).

4. В Тернее – в честь св. князя Владимира (70 % готовности).

5. В Ольге – в честь св. княгини Ольги (95 % готовности).

6. В Преображении – в честь Преображения Господня (20 % готовности).

7. В Лазо - в честь преп. Серафима Саровского (80 % готовности).

8. В Хороле – в честь Рождества Богородицы (50 % готовности, заморожен).

9. В Михайловке – в честь Архангела Михаила (80 % готовности).

10. В Новодевице – в честь Преображения Господня.

11. В Приозерном – в честь свят. Иннокентия Московского (60 % готовности).

12. В Богородице-Рождественском монастыре – в честь Рождества Богородицы (10 % готовности).

13. В Спасске – в честь Вознесения Господня (95 % готовности).

14. В Пластуне – в честь преп. Серафима Саровского – 95 % готовности).

15. В Горноводном – в честь св. великомученика и целителя Пантелеимона (100 % готовности).

16. В Новопокровке – в честь Воскресения Христова (50 % готовности).

17. В селе Вострецово Красноармейского района– часовня в честь преп. Сергия Радонежского (90 % готовности).

18. В селе Глубинное Красноармейского района – в честь преп. Серафима Саровского.

19. В селе Сержантово – в честь св. Анастасии Узорешительницы (95 % готовности).

20. На острове Попова – ведется реконструкция здания под молитвенный дом.

21. Во Владивостоке на территории полка морской пехоты – в честь св. великомученика Георгия Победоносца (только освящено место).

22. В Спасске кладбищенская часовня - в честь Воскресения Христова.

23. В селе Александровка Спасского района – молитвенный дом в честь святителя Николая.

24. В исправительном учреждении 33 Спасского района – часовня.

25. В Находке – в честь Казанской иконы Божией Матери (60% готовности).

26. В Смоляниново – в честь Иверской иконы Божией Матери (30 % готовности).

27. В исправительном учреждении № 22 пос. Волчанец молитвенная комната.

28. В исправительном учреждении № 27 пос. Волчанец домовый храм (90 % готовности).

29. В селе Бровничи Партизанского района (монастырский скит) – в честь Воскресения Христова (50 % готовности).

30. В Тигровом Партизанского района (подворье гимназии) – в честь святого великомученика Димитрия Солунского (30 % готовности).

31. В пос. Заветное Кавалеровского района – в честь св. благоверного князя Александра Невского (70 % готовности).

32. В с. Кокшаровка Кавалеровского района – в честь святых 40 мучеников Севастийских (70 % готовности).

33. В селе Богополь Кавалеровского района – в честь Казанской иконы Божией Матери (70 % готовности).

34. В п. Хасан - в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери (пока «заморожен»).

Находятся в стадии проектирования 6 храмов:

1. Во Владивостоке – Преображенский кафедральный собор.

2. Во Владивостоке – в честь святых Царственных мучеников.

3. Во Владивостоке – в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери.

4. В селе Подъяпольский – в честь свт. Николая Чудотворца.

5. В Партизанске – в честь Сретения Господня.

6. В Большом Камне – в честь св. апостола Петра.

Духовное и религиозное образование

Духовная школа в епархии одна - Владивостокское Духовное училище (4-годичное).

Епархия сотрудничает также с отделением теологии и религиоведения ДВГУ и певческим отделением ДВГТУ.

Подготовка кандидатов в священный сан для нашей епархии осуществляется в Московской Духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии, Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете, Дальневосточном государственном университете, Хабаровской духовной семинарии, Владивостокском Духовном училище.

В настоящее время на дневном отделении Духовного училища обучается 20 учащихся (на 4 человека больше, чем в прошлом году), из них в 1 классе – 6, во 2 классе – 3, в 3 классе – 6, в 4 классе – 5 учащихся.Также на заочном отделении учится – 59 человек.

Общий образовательный уровень священнослужителей епархии таков: 54 % имеют богословское образование (на 1 % меньше прошлогоднего), 46 % клириков не имеют такового (на 1 % больше прошлого года). Высшее богословское образование (академия, богословский университет, факультет теологии) у 14 человек (11 % от общего количества, что больше на 2 % в сравнении с прошлым годом).

Поздравляем с завершением обучения в 2010 г. Санкт-Петербургской духовной академии иеромонаха Нафанаила, Дальневосточного государственного университета игумена Никиту и иерея Даниила Нефедьева.

56 человек (43 %, меньше на 3 % по сравнению с прошлым годом) имеет среднее богословское образование: из них 17 человек окончили семинарию, 38 – Владивостокское Духовное училище, 1 – Вятское Духовное училище.

Поздравляем с получением в 2010 г. диплома Владивостокского духовного училища протоиерея Григория Цуркана, иерея Анатолия Сафонова, диакона Владислава Матвеева.

Радуюсь успешному обучению у нашем училище иерея Владимира Коротких (3-й курс), иерея Григория Максименко (4-й курс), иеромонаха Марка (Шрамкова) (4-й курс), иеромонаха Софрония (Красовского) (4-й курс).

Продолжают обучение после окончания Духовного училища на кафедре теологии – 3 человека, после окончания семинарии – 1 человек.

Проходят обучение в Духовном училище по новой расширенной программе – 6 человек из числа бывших выпускников.

Не имеют богословского образования 60 человек (46 % клириков), из которых в настоящий момент учатся во Владивостокском Духовном училище 26 человек, на кафедре теологии ДВГУ - 2, в семинарии – 1, что составляет 22 %.

Не учатся вообще 31 клирик (24 %).

Здесь хочется остановиться персонально, особенно на наших клириках, забросивших свою учебу:

иерей Лев Сысоев, иерей Евгений Бойчук, иерей Александр Петренко, иерей Роман Капитанюк, иерей Сергий Дрозд, иерей Александр Казанцев, иерей Георгий Москаленко, иерей Георгий Дорохов, иеромонах Августин, иерей Андрей Метелев.

Воскресных школ в епархии 40, что больше на 12 школ по сравнению с прошлым годом, где учится более 800 учащихся. Тем не менее, воскресных школ должно быть 123, то есть в каждом приходе и в каждом монастыре. Дорогие отцы настоятели и настоятельницы, примите еще раз мое указание в необходимости обязательности создания воскресных школ. Это наш один из самых важных потенциалов церковной работы с детьми и молодежью. Нужно не просто для «галочки» создавать школы, а думать о систематической продолжительной работе с детьми. Для этого, конечно, нужно помещения. Так открывайте… На тех приходах, где такая деятельность отлажена, сегодня за воскресной литургией можно увидеть до 40-50 причастников из ребятишек. И вот ведь что: родители оценивают храмовую заботу о своих чадах: идут и едут туда, где ведутся интересные занятия с детьми.

Хочется назвать примеры лучших воскресных школ таких храмов как:

Покровский п. Угловое, свв. Кирилла и Мефодия, г. Спасска, Рождества Христова г. Находки, Никольский г. Уссурийска и др.

Важна также и образовательная работа со взрослыми. Так на епархиальных курсах по изучению Основ Православия учится 127 человек.

На миссионерских курсах – 8 человек.

Развивается деятельность Огласительной. Вновь обращаю внимание, что во всех храмах должна проходить подготовка взрослых людей к Крещению. Нужно прилагать усилия к обустройству купелей для крещения полным погружением и не оправдываться «объективными» препятствиями к этому. Все можно решить: и проблемы с водой, и с местом для купели, если иметь ревность поступать по православным традициям.

И если мы заговорили о совершении таинств, то хочу призвать вас к тому, чтобы были внимательными при совершении венчаний. Не следует венчать людей без соответствующей подготовки к этому. Иначе результатом становятся пачки прошений на имя архиерея с просьбами развести. Я, наверное, буду теперь таких просителей отправлять в начале к вам, тем, кто венчает…

Священное служение всегда трудно. Святитель Григорий Богослов называет его «искусством из искусств и наукой из наук», ибо оно сопряжено с руководством «человеком, самым хитрым и изменчивым из живых существ». Душепопечение сопряжено с неизмеримым количеством обязанностей и связанных с ними искушений.

Далее правящий архиерей дал характеристику особенностей соврменного пастырского служения

О пастырстве

Дорогие отцы и братья! Велико и ответственно пастырское служение делу Божию. Пастырское делание есть делание внутреннего созидания Царства Божия в человеке. Священник Христов призван к проповеди усыновления, к собранию воедино расточенных чад Божиих, преображению мира и человека.

Это созидание Царства Христова, новой твари о Христе есть, конечно, в это же время и борьба с царством зла, с демоническими силами в человеке.

Перед какими же трудностями и с каким духовным багажом стоит пастырь сегодня на приходе?

Кого современный священник имеет перед своими духовными очами и над каким народом он должен трудиться, духовно преображая и защищая его от всех козней диавола?

Опустошенная безбожием Советской власти душа, русская душа, сегодня заполняется практическим материализмом и всякого рода сатанизмом.

Современный мир, утративший чувство «священного» живет прагматическими мотивами «Бери от жизни все». Это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, неизбежно ведущем к катастрофе общества, когда в сердце не остается места для сострадания, милосердия, жертвенной любви, тогда на смену приходит жестокосердие, вражда, равнодушие.

Из души, погрязшей в страстях, не знающей Бога, вытесняются такие понятия как совесть, стыд, честь, долг, достоинство.

Возникает жажда денег, власти, ненасытное желание комфорта, развлечений, удовольствий. По словам Ивана Алексеевича Ильина: «Современный «культурный» человек стыдится своей доброты и нисколько не стыдится своей злобы и порочности». Сегодня мы слышим откровенную проповедь жестокости и разврата. Почти круглосуточно телевидение и радио пропагандирует культ наживы, вседозволенности, агрессии и разврата.

Несомненно, грех всегда был присущ человеку, однако раньше он осознавался как нравственное преступление перед Богом. Он осуждался в обществе. Сегодня грех выставляется напоказ, гордятся им, ему поют акафисты, афишируют его, противоестественное считают естественной нормой. Реклама порока и насилия парализует волю нации, становится причиной распада семьи, психологических заболеваний, невиданного роста самоубийств, угрозой самому существованию России. Сегодня достоинство человека принижают от Богоподобия к звероподобию. Но человек не останавливается и идет дальше и становится бесоподобным. Пастырям необходимо со всей ответственностью осознавать свою миссию противостояния греху, свидетельствовать о красоте духовного мира, и неоценимых радостях жизни в Боге.

Священник живет в мире, где на его глазах отнимаются у Бога души человеческие силами ада. Ведь это на наших глазах убивают детей в утробах матерей, а тех, которые рождаются, часто выбрасывают в детские дома. Дети воспитываются в атмосфере безбожия, разврата, пьянства, наркомании. Разве можно быть равнодушным священнику, когда Нива Христова зарастает смертоносными сорняками, от которых гибнет доброе растение. Господь спросит нас о нашем нерадении, фарисействе, бездуховности, безразличии к пастырскому служению.

Надо не седеть, а делать, идти в мир. Многие Вас поддержат. Надо добиваться введения в школы преподавания Основ Православной Культуры с уроками нравственности и семейного образования. Надо идти нам на встречу погибающим. Только не сидеть, не охать и ахать, как старики; надо вести добрую пастырскую работу. Вы соль земли, вы свет миру. Мир с надеждой смотрит на Церковь.

О пастырском служении

Но не смотря на развращенность мира, народ с надеждой смотрит на Церковь.

Сегодня доверие к Церкви большое. Многие убедились, что нет другой силы на Руси, которая спасла бы ее от гибели.

Но надо отметить, что адекватного ответа Церкви на ожидание современного общества не получается. Мы оправдываемся в своей лени, указывая на гонения. Да гонения были, но есть и другие причины – они заключаются в самих пастырях. Нельзя быть инертным, безразличным, бездуховным, без духовного образования и духовного опыта сидеть и ждать, когда к тебе придут молодежь, люди не церковные надо идти в общество и исполнять заповедь Христову, вырывать из пасти диавола погибающие души. Именно для этого и дана нам власть священства, а не для увлечения жизнью. Вместо того чтобы из мира греха вылавливать души, мы сами погружаемся в мир страстей.

Такой священник не нужен миру, он потерял и соль, и свет Христов. Он просто бесполезен, даже вреден обществу и Церкви. Трутень, кадиломахатель, фарисей в православной рясе.

Мы живем в век глобализации, информационной революции; средства электронной, компьютерной, телефонной связи совершенствуются с каждым днем. У каждого из нас есть мобильные телефоны. Но что мы скажем миру по этим мобильным телефонам. Что может сказать миру пастырь без образования, бездуховный, не умеющий молиться, черствый душой, любящий комфорт и развлечения больше чем Бога.

Пастырь всегда и везде должен оставаться служителем Божиим. Он не может быть священником только в храме, а вне него жить по-другому. Это нам говорит Господь: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того постыдится и Сын Человеческий».

Священник обязан быть церковным всегда, но не фарисеем. Его внешнее благочестие должно сочетаться с внутренним состоянием души, которая любит Христа, следует за Ним, для которой Церковь Христова есть Путь, Истина и Жизнь. Надо иметь горение веры, пламенную и святую ревность, и этим благодатным огнем зажигать души других к молитве, к подвигу и благим делам. Если в самом священнике вера еле теплиться, если он теплохладен, не стремиться всеми силами к Царству Небесному, то от такого, по словам подвижников, «еле тлеющей головешки» вряд ли кто-то загорится.

Что может сказать священник о добродетели, о вере, о молитве, о подвигах, который сам этого не имел. Как он может передать духовный опыт другим, если сам его не имеет. Как он может опекать других и вести ко спасению, когда сам себя не опекает и не идет ко спасению. Не будем же обманывать себя: если мы любим Христа и Его Царство больше чем царство мира сего, значит мы на правильном пути, а если нет -….то куда же мы идем и о чем учим, и куда ведем.

О молитве

Пастырь должен пребывать всегда в молитве. Как рыба без воды, как человек без воздуха, так пастырь без молитвы не может быть пастырем!

Молитва – основа духовной жизни, средство Богообщения, без нее теряется всякий смысл духовной жизни. Это способность стяжания Духа Святаго. Отсутствие молитвенного горения - один из самых тяжелых священнических недугов. Если пастырь теплохладен в молитве, не умеет и не хочет молиться - как он может научить других? Сейчас замечается общее духовное оскудение в среде нынешнего духовенства. Молитва должна быть сосредоточием жизни каждого пастыря. Церкви нужны не профессионалы, запоминающие устав, а ревностные пастыри, глубоко благоговейные, со страхом Божиим сосредоточенные в молитве.

Во многих храмах имеют место небрежность в богослужении, поспешность в службе, отказ в совершении служб. Не желание служить в праздники святых, икон Божией Матери – имеющие общероссийское почитание. Часто можно видеть священников шатающихся по городам и весям Приморья во время этих праздников. В чем же дело, служители Христовы? Разуверились, обленились, разцерковились!

Основные причины, по которым происходит оскудение веры, охлаждение и сухость в молитве, первое - это чрезмерная привязанность ко всему мирскому, второе - отсутствие покаянного чувства и страха Божия!

Без молитвы нет пастыря, без горячей молитвы пастырь – насильник. Сегодня можно видеть, как некоторые из современных клириков, восприняв внешнюю форму священнического служения, остались чужды, того внутреннего духовного горения, которым всегда славились великие пастыри Православной Церкви. Следствием этого стало общее молитвенное оскудение в среде нынешнего духовенства.

Сейчас нередко можно видеть как духовенство во время богослужения без всякой нужды оставляет свое место у святого Престола, отвлекается на какие-то мелочи, беседует о делах, мало относящихся к службе. Естественно, что при таком поведении настоящей молитвы быть не может.

Проповедь

Живя в этом духовно разлагающемся мире, который 80 лет не слышал Слова Божия, немогущий в церковном отношении отличить левую руку от правой, народ сидящий во тьме и сени смертной, должен наконец увидеть свет Божий и вкусить соли учения Христова, чтобы окончательно не погибнуть. И этот свет Христов и соль Евангельскую должны нести людям мы – служители Христовы. Это нам Господь сказал: «Вы свет миру, вы соль земли» - «Идите в мир, научите все народы». «Тако да просветится свет Ваш пред человеки, яко да видят Ваши добрые дела». Мир погибает, мир растлевается, мир взывает о помощи – поэтому нам проповедовать надо везде: в храмах, на улицах, на площадях, в ареопаге, в домах культуры, по радио, телевидению, в газетах. Надо сеять вечное Слово Евангельское и в тернии, и на каменистой почве, и на дороге – а Господь поможет семени принести хороший плод. Надо только не лениться, вооружиться хорошими проповедями известных проповедников и готовиться заранее, переживая каждую проповедь сердцем духовным. Но чтобы учить, надо самому пастырю учиться, чтобы назидать, надо самому иметь духовный опыт борьбы со страстями и похотьми. Чего у нас, увы, совсем нет, но что надо приобретать ежедневным трудом. Братья! Не ленитесь, побуждайте себя к духовному деланию!

Сегодня, чтобы быть услышанным, необходимо быть широко и глубоко образованным человеком, профессионалом в своей области. Быть, прежде всего, духовным и развитым вровень с мировыми достижениями науки и культуры.

Кроткий и смиренный, бескорыстный не стяжательный, скромный и любвеобильный, образованный и нравственно безупречный пастырь сегодня, как никогда, нужен нашему духовно бедному народу. Как много может он сделать теперь, когда народ среди окружающего сгущающегося мрака жаждет добра, духовной красоты, просвещенной веры!

О Литургическом служении

И поэтому горе тем пастырям, кто превращается в наемников, начетчиков, требоисполнителей, фарисеев и лицемеров! И несомненно счастливы будут те, которые станут добрыми пастырями и в наш жестокий век помогут своему народу вновь обрести святую веру в Бога, вернуться в Церковь и возродиться благодатью Духа Святаго. Но проповедуя слово Божие, пастырь не должен забывать свое главное дело – Литургическое служение. Божественная Литургия есть самое мощное средство пастырского служения. Святая Евхаристия – это чудо из чудес, ежедневно совершаемое в храме. Это чудо радостной встречи с живым Христом дано каждому желающему. Ни молебны, ни панихиды, ни акафисты не могут заменить собою святейшую службу Евхаристии. Священник должен всегда помнить, что он призван быть строителем Таин Божиих, что служение Божественной Литургии и приобщение верных есть самое мощное средство пастырского воздействия, через которое будет совершаться нравственное и мистическое возрождение человека. И как прискорбно иногда видеть, что священник совершает Божественную Литургию привычно, формально, холодно, поглощенный обычными житейскими мыслями и попечениями, без страха Божия и благоговения. Он ничего не открывает в Литургии для себя, не получает благодатных даров, своей холодностью и бесчувственностью мешает другим молиться. К каждой Литургии священник должен внутренне сосредоточенно готовиться, как к встрече с живым Богом. Сказанное не означает, что в остальное, внебогослужебное время священник должен быть отрешенным от земных человеческих проблем и трудностей.

В Литургии он должен получить заряд любви и света и нести эти благодатные дары в нашу земную жизнь. Пастырь не должен быть формальным и равнодушным к людям, что отторгает людей от веры, но, напротив, входить всем сердцем и разумом в переживания людей, быть чутким, и добрым наставником, утешителем, другом.

О необходимости социального служения служения

Клирики нашей Епархии должны идти к людям и нести свое социальное служение. Некоторые клирики храмов посещают социальные учреждения с поздравлением на Рождество и Пасху и, отрадно видеть, сколько радости это приносит людям. Было бы очень хорошо, если бы приходское духовенство смогло организовать мирян для помощи больным и одиноким.

Надо сказать, что социальное служение у нас на низком уровне. Надо помнить, что Церковь созидается не только через веру от слышания, но и от дел, без которых вера мертва. Если кто из Вас не знает с чего начинать, то пусть читает Евангелие, в котором Христос дал нам ясную программу социального служения. Эту программу Он напомнит нам на Страшном Суде, когда для нас уже будет поздно!

Мир устал от слов. Сейчас нужны не слова, а дела! Больные, бездомные, осужденные, отвергнутые, падшие ждут добрых самарян, а наши левиты и священники проходит мимо.

На этой печальной нотке я хотел бы закончить доклад, надеясь, что в Новом году мы будем исправлять свои пастырские ошибки и порадуем святую Церковь, хорошими результатами. Бог нам всем в помощь!

 

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru