Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь

Горные ключи. Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырьКонтакты: 692086 Россия, Приморский край, Кировский район, п. Горные Ключи, ул. Крестьянская, 1, тел. (42354) 254 - 98.

Настоятель - священноархимандрит Вениамин, митрополит Владивостокский и Приморский.

Наместник - игумен Василий (Кулаков).

Проезд: ж/д - до ст. Ружино или Шмаковка, далее автобус или маршрутное такси до курорта "Шмаковка" п. Горные Ключи. Автобусом из Владивостока или Уссурийска до Горных ключей.

Храмы: Свято-Троицкий, Преображенский.

Почитаемые святыни: икона Святой Троицы, написанная по преданию первостроителем монастыря игуменом Алексием (Оскоолковым). 

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II утвердил Указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года: "Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии".

Монастырь сейчас расположился на участке бывшей монастырской животноводческой фермы. Большая часть исторической территории обители включая здания Иверского храма, братской трапезной, келейного корпуса, настоятельского домика епархии не возвращено из-за нахождения на этой территории Шмаковского военного санатория.

Сейчас в монастыре в первом двухэтажном здании находится административный корпус. В нем располагаются келия настоятеля (архиепископа Вениамина), келия наместника, административные кабинеты. Второе здание - одноэтажное, в нем расположен келейный корпус (келии насельников).

Нелегко вновь образовавшейся обители в нынешнее время возрождать некогда величественный монастырь. Ныне, может быть, и сложнее, чем в свое время игумену Алексию (Осколкову) - первооснователю монастыря. Приходится возрождать обитель после многолетнего атеизма.

Горные ключи. Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырьКо времени восстановления монастыря вся его территория находилась в ведении Дальневосточного военного округа (ДВО) и на ней расположился Шмаковский военный санаторий. В собственности курорта оказались часть сохранившихся монастырских зданий: храм во имя Иверской иконы Божией Матери (2-й этаж превращен в клуб, 1-й в лечебный корпус); недостроенный в 1917 году храм-часовня Преображения Господня (стал смотровой площадкой санатория из-за своего выгодного географического расположения на вершине сопки); домик настоятеля (стал административным корпусом санатория); трапезная (теперь столовая курорта); келейный корпус (стал спортивным залом).

Монастырские конюшни были перестроены в совхозные коровник и гараж. Из четырех храмов в годы гражданской войны два сожжены. Из всего большого монастырского хозяйства (типографии, больницы, школы, свечного и кирпичного заводов и проч.) к 1995 г. не осталось НИЧЕГО; как и от всей церковной утвари и икон.

Возрождение монастыря началось с попыток епархии вернуть здания ранее ей принадлежавшие, тем более для этого появилось основание - Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий". Но этот вопрос оказался сложным: руководство военного санатория отказалось возвратить даже помещение храма Иверской иконы Божией Матери, ссылаясь на то, что у курорта нет подходящего здания для переноса в него клуба. В оправдание своего нежелания решить проблему с передачей бывшего церковного имущества санаторий с 1996 года стал распространять миф о существовании в свое время в монастыре разведшколы Генерального штаба Русской Армии и причастности к этому первого настоятеля обители о. Алексия (Осколкова). И несмотря на то, что на сегодняшний день архивные исследования опровергают легенду о "разведшколе", в целом военный санаторий своей позиции не изменил.

Полуразрушенный и оскверненный храм-часовня Преображения Господня, да небольшой клочок земли на вершине сопки рядом с часовней - это все, что было возращено вновь открытому монастырю в 1995 году.

Возрождение монастырской жизни началось с того, что Преображенский храм был приведен в более-менее пригодное состояние для совершения в нем богослужений. Рядом с ним построили несколько деревянных строений для проживания в них братии, которой нашлось тогда всего несколько человек.

В Преображенском храме начали ежедневно служить, при этом на самом здании делали ремонт с внешней стороны. Прежде всего, была разрушена смотровая площадка, устроенная под крышей. Затем начались работы по подготовке к установке купола на храм.

Несколько лет некогда крупнейший дальневосточный монастырь "ютился" на небольшом пятачке Преображенской сопки можно сказать в полуэкстремальной ситуации. Все необходимое для жизни: воду, пищу, дрова послушникам приходилось приносить на сопку из поселка. Главным деланием его насельников стали труд и молитва.

Горные ключи. Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырьЧерез несколько лет, в конце девяностых годов, на храме появился новый купол. Дальневосточный военный округ наконец-то передал монастырю территорию бывших конюшен, где в последнее время располагался военный совхоз. Сюда по благословению епископа Вениамина было решено переносить центр возрождающегося монастыря. Для этой цели подошел двухэтажный каменный корпус, сохранившийся еще от бывшего монастыря.

Устроение монастырской жизни проходило в тяжелых условиях потери преемственности в духовной жизни, отсутствия опыта в руководстве общежительной обителью - братии все приходилось познавать в результате проб и ошибок. С 1995 по 1998 годы сменилось два наместника монастыря. В 1997 году новым наместником стал иеромонах Феофан (Зиборов), закончивший Московскую Духовную Семинарию. С этого времени активнее стала обустраиваться возвращенная монастырю территория. В 1999 году открыт домовый храм во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, закончен внутренний ремонт Преображенского храма, в котором создан новый иконостас в несколько ярусов, устроены братские келии. К 2001 году обустроен корпус для послушников и трудников, открыт в интернете сайт монастыря.

2002 год - состоялась закладка нового деревянного храма во имя Живоначальной Троицы. Настоятель (архиепископ Вениамин), наместник (игумен Алексий, выпускник Московской Духовной академии). Всего на 1 января 2003 года в обители проживало 17 человек.

Постепенно развивается монастырское хозяйство. У обители появилась своя пчелиная пасека и садово-огородный участок, где посажены виноград, груши, яблони, тутовник.

На сегодняшний день монастырскую братию составляют около 20 человек.

Внутренняя жизнь монастыря начинается с 5 часов, затем с 5.30 братский молебен, утренние молитвы, полунощница, с 8.00 начало послушаний, 9.00 - начало литургии в Преображенском храме, 12.00 - поучение братии, с 13.00 до 14.00 - время обеда, с 14.00 до 18.00 - послушания, с 16.00 - вечернее богослужение в храме святых Сергия и Германа Валаамских, 19.00 - ужин, 19.20 - вечернее правило, 22.00 - отход со сну. Во время вечернего правила для насельников монастыря совершается исповедь

/Использованы материалы сайта www.monast.ru/

Cтраницы о монастыре на нашем сайте:

 

Из истории монастыря: синодальный период, период 1917-1991

"Жемчужина Уссурийского края" Благовест 2003

Престольный праздник монастыря 2014