Православие на Дальнем Востоке: публикации

Преемники епископа Иннокентия (Вениаминова)

Дата публикации 26.08.2008   Количество просмотров 4699
Ермацанс И., Амурский областной краеведческий музей
им. Г.С. Новикова-Даурского

Духовное наставничество паствы всего дальневосточного края долгие годы (1840-1868) осуществлял Святитель Иннокентий (Вениаминов). Он принес свет православия в эту отдален¬ную окраину России. В 1858 году Преосвященный Иннокентий избрал местом своего пребыва¬ния г. Благовещенск. Сюда же была перенесена архиерейская кафедра из г. Якутска.

Спустя 10 лет. 18 января 1868 года, здесь в г. Благовещенске Преосвященный Иннокентий получил известие из Санкт-Петербурга от обер-прокурора Священного Синода графа Д.А. Тол¬стого о своем назначении митрополитом Московским и Коломенским. Уже на следующий день, 19 января он отправил депешу графу Д.А. Толстому, в которой в частности сообщил, что хотел бы видеть своим приемником на архиерейской кафедре в г. Благовещенске Преосвященного Вениамина С еленгинского. В письме же Толстому Преосвященный пишет: «С изумление и тре¬петом вчера я получил и прочел телеграмму от вашего сиятельства от 5 числа текущего месяца. С полной преданностью Царю небесному и благоговейным послушанием царю земному приемлю новое Его назначение меня на служение церкви - без всякого рассуждения о моих силах и трудностям предстоящего мне поприща. Да будет воля Господня во всем и всегда! Приношу нашему сиятельству мою искреннюю благодарность за поздравление меня с новым назначени¬ем».

Последователями Преосвященного Иннокентия на благовещенской кафедре стали 12 епископов, краткие биографии которых предлагаются ниже.

1868 - 1873. Епископ Вениамин (Василий Антонович Благонравов)

Уроженец Тамбовской губернии, сын священника.

Закончил Тамбовское духовное училище и духовную семинарию (1846). В 1849 году по¬стрижен в монашество. Окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра (1850). В 1856 получил сан архимандрита. Через 2 года назначен ректором Томской духовной семина¬рии (1858). затем ректором Костромской духовной семинарии (1861). Но до вступления в по¬следнюю должность Пр. Иркутским Порфирием назначен начальником Забайкальской миссии. 20 мая 1862 г. хиротонисан во епископа Селенгинского. викария Иркутского епископами Ир¬кутским Парфением и Красноярским Никодимом. одновременно назначен настоятелем Забай¬кальской духовной миссии.

17 марта 1868 получил назначение на самостоятельную кафедру Камчатской. Курильской. Алеутской епархии в г. Благовещенске. С приездом епископа Вениамина связано возвращение на амурскую землю чудотворной икона Албазинской Божьей Матери «Слово плоть бысть». ко¬торую он привез с собой. По его заказу для иконы был изготовлен серебряный оклад. При непо¬средственном участии Пр. Вениаминова в 1871 г. в Благовещенске открылась духовная семина¬рия. В 1873 году отреставрирована Николаевская церковь (первая церковь в Амурской области). Новый иконостас был устроен из икон, пожертвованных епископом Вениамином. По благосло¬вению Преосвященного в городе построена церковь во имя Второго славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного суда его, освящена им 24 июня 1873 г. В это время он уже получил назначение на Иркутскую кафедру (31 марта 1873 г.). Спустя 5 лет удостоен звания архиепископа (1878). Умер Высокопреосвященный Вениамин в ночь с 1 на 2 февраля 1 892 г.

1873 - 1877. Епископ Павел (Петр Лаврентьевич Попов, 1811/12 г. - 1877).

Красноярский протоирей (до 1860 г.).

В июле 1857 г. представлен Пр. Иннокентию (Вениаминову) епископу Камчатскому. Курильскому и Алеутскому кафедральным протоиреем г. Красноярска Василием Дмитриевичем Касьяновым, который отметил его «благочестие, простоту, пастырскую деятельность и нищелюбие».

2 марта 1860 г. пострижен в монашество, 4 марта наречен, а в 6 марта хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии в Иркутском кафедральном соборе архиепи¬скопами Камчатским Иннокентием и Иркутским Евсевием. За два года до преобразования Якутского викариатства в самостоятельную епархию переведен на Новоархангельскую кафедру (1868 г. февраль). Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) дал епископу Павлу следующую характеристику: «... он при всех достоинствах монаха и епископа (кроме одного: он плохой хо¬зяин), он совсем не администратор и при том характера очень скромного: и потому ему весьма будет нелегко управлять епархией какою бы то ни было. И я полагал бы переместить его в Новоархангельск, на что он изъявил согласие и самое искреннее..., и где он как викарий был бы на своем месте. Делопроизводства там можно сказать нет, а только одна забота о пастве..., а в этом отношении он будет полезен на месте Преосвященного Петра.... и при том перемещении его из Якутска в Новоархангельск не будет понижением, ибо Новоархангелькое викариатство стоит Якутского».

Спустя 4 года, в 1873 г. Пр. Павел назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. Умер Пр. Павел 25 мая 1877 г. от катара желудка в возрасте 65 лет, похоронен в кафедральном соборе города Благовещенска около левого клироса.

1877 - 1885. Епископ Мартиниан (Муратовский, умер в 1898 г.)

Священнослужитель Казанской епархии (до 1860).

15 октября 1860 года иеромонах Мартиниан назначен настоятелем Вознесенского монастыря в Иркутске. Удостоен звания архимандрита. В числе других представителей иркутского духовенства 17 апреля 1868 г. архимандрит Мартиниан в последний раз сослужил митрополиту Иннокентию (Вениаминов), отъезжавшему на кафедру Московской и Коломенской митропоЛИИ".

9 февраля 1869 г. хиротонисан во епископа Иркутской епархии, викария Селемджинского. Спустя 8 лет назначен епископом Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии (1877. 9 ноября).

В 1878 г., 5 ноября Пр. Мартиниан освятил церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» в городском архиерейском доме. В следующем году. 29 апреля состоялась закладка нового каменного храма. Спустя 4 года (15 мая 1883) уже освятили главный алтарь храма во имя Покрова Божией Матери. В 1880 (10 июля) в городе заложен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя Казан¬ской иконы Пр. Богородицы и во имя Архистратига Михаила.

6 июня 1882 в г. Благовещенске заложено каменное здание духовной семинарии, а 6 октября 1885 г. — освящено. В 1885 г. Пр. Мартиниан переведен в Крым. Умер 8 июля 1898 г7.

1885 - 1892. Епископ Гурий (Сергей Васильевич Буртасовский, 1845 - 1907)

Уроженец Казанской епархии, сын дьякона.

В 1871 году рукоположен иеродиаконом. В следующем году окончил Казанскую духов¬ную академию со степенью кандидата богословия, возведен в сан иеромонаха, направлен пре¬подавателем в Иркутскую духовную семинарию. Добровольно исполнял должность миссионера Иркутской духовной миссии (с 1873). В 1880 г. иеромонах Гурий возведен в сан архимандрита и утвержден в должности начальника Иркутской миссии. Вскоре был назначен ректором Благо¬вещенской духовной семинарии.

В 1885 г. хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского. Время его архиерейства связано со следующими событиями в епархии.

В Благовещенском тюремном замке в 1886 г. построена церковь во имя св. апостолов Петра и Павла. По инициативе епископа Гурия в городе Благовещенске основано Православное братство Пресвятой Богородицы. Преосвященный владыка являлся и его учредителей. При приходе кладбищенской церкви в городе в 1887 г. открылась частная школа (по инициативе настоятеля кладбищенской церкви о. Николая Логинова и церковного старосты О.П. Рязанова). Для лиц духовного звания в Благовещенске открылась богадельня (1889), а для вдов и сирот около 1890 г. был построен дом духовного ведомства. В 1892 г. (22 апреля- 7 мая) открылись епархиальный книжный склад, а также его отделения по епархии.

4 апреля 1892 г. епископ Гурий получил назначение на Самарскую кафедру. 23 апреля 1904 года - переведен на Самарскую кафедру. Умер после продолжительной болезни 5 января 1907 года.

1892 - 1897. Епископ Макарий (Михаил Федорович Дарский, 1842 - 1897)

Уроженец Тульской епархии, сын священника. . ., Окончил тульское духовное училище, затем духовную семинарию (1864) со званием сту¬дента семинарии. По окончании Московской духовной академии в 1868 г. поступил на должность законоучителя мужской гимназии в г. Иркутске. В 1869 - 1880 вел преподавательскую деятельность, исполнял различные должности по епархиальному управлению: катехизатор (1869), член епархиального комитета (1870), преподаватель латинского языка в мужской гимназии (1872), закона Божия в женской гимназии (1872), законоучитель в иркутском детском саду (1875), смотритель иркутского духовного училища (1880). 27 января 1881 пострижен в монаше-гво. 7 августа этого же года возведен в сан архимандрита, назначен начальником Иркутской уховной миссии, а также настоятелем Ниловской пустыни.

С 1882 г. — сверхштатный член иркутской духовной консистории. В 1883 8 августа назначен настоятелем Иркутского Вознесенского первоклассного Св. Иннокентьевского монастыря. В этом же году 9 октября хиротонисан во епископа. Киренского, второго викария Иркутской епархии архиепископом Иркутским Вениаминовым и епископом Селенгинским Мелетием.

В 1889 г. назначен первым викарием Иркутской епархии. Спустя 3 года (1892, 26 октября) назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. С именем епископа Макария связаны многие события духовной жизни епархии.

В 1894 г. в по инициативе Преосвященного в г. Благовещенске начало издаваться первое периодическое издание Амурской области - «Камчатские епархиальные ведомости». В конце марта этого же года в городах Благовещенск, Хабаровск, Николаевск, Петропавловск, селе Ни¬кольское на Суйфуне Камчатской епархии открылись отделения Камчатского епархиального училищного совета. В 1895 г. в Благовещенске открылись церковно-приходские школы при кафедральном соборе вол имя Благовещения Пр. Богородицы и при кладбищенской церкви во имя Вознесения Господня. В следующем году епископ Макарий освятил Вознесенскую церковь - вторую кирпичную церковь в г. Благовещенске. В 1897 году организовано общество вспомо-ществования недостаточным ученикам Благовещенской духовной семинарии и соединенного с ней духовного училища, 13 июля утвержден устав общества".

Умер Преосвященный Макарий 7 сентября 1897 г. похоронен в Кафедральном соборе го¬рода Благовещенска, у правого клироса.

1897 - 1899. Епископ Евсевий (Евгений Иванович Никольский. 1861 - 1922)

Уроженец Тульской губернии, сын священника.

По окончании Московской духовной академии (1885) назначен учителем русского и цер¬овнославянского языков в Могилевском духовном училище. В 1888 г. помощником смотрите¬ля этого же училища, с 1890 - член Могилевского уездного отделения Епархиального училищ¬ного Совета. В августе 1893 пострижен в монашество, возведен в сан иеродиакона, затем иеро¬монаха. 1 сентября 1893 г. назначен членом Санкт-Петербургского цензурного комитета с воз¬ведением в сан архимандрита. Ректор Иркутской духовной семинарии с 18 октября 1893 г. В течении двух лет был редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». 30 ноября 1896 г. наречен во епископа Кириенского, викария Иркутской епархии. Хиротонисан во епископа 26 января 1897. 4 октября назначен на Камчатскую кафедру. К празднованию 100-летнего юбилея со дня рождения Иннокентия Вениаминова. первого дальневосточного епископа, в 1897 г. в Благовещенске открылось Иннокентьевское училище, в следующем году Городская Управа сделала пожертвование на устройство центральной миссионерской школы им. Св. Иннокентия и устройство в память Св. Иннокентия церковно-учительской школы в с. Ангинском Верхолен-ского округа.

21 февраля 1898 г. епископ Евсевий освятил первую в Амурской и Приморской областях второклассную церковно-приходскую школу в с. Черемхово. которая готовили учителей для школ грамоты"

14 февраля 1899 г. назначен на кафедру вновь образованной Владивостокской епархии.

В 1906 г. возведен в сан архиепископа. В 1917 - 1918 гг. участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной церкви. Возведен в сан митрополита в 1930 г. Умер в января 1922 г.

1899 - 1900. Епископ Иннокентий (Иван Васильевич Солодчин, 1842 - ...)

Уроженец Томской области. Окончил духовное училище и духовную семинарию в Том¬ске. В 1863-1865 годах учился в духовной академии Санкт-Петербурга. Принял монашеский постриг 30 ноября 1875 года. В 1880-1885 гг. заведовал Катандинским миссионерским станом. В 1885-1890 состоял в должности духовника Томской духовной семинарии. В 1893 г. возведен в сан архимандрита. Состоял наблюдателем церковных школ Томской епархии (1894-1897). 9 февраля 1899 хиротонисан во епископа Благовещенского. II мая 1899 прибыл в г. Благовещенск, а 16 августа уже открыл епархиальный съезд духовенства (проходил в Никольской церковно¬приходской школе). 26 марта 1900 открылось Иоанно-Богословское Братство вспомоществова¬ния недостаточным воспитанникам Благовещенской духовной семинарии и соединенного с ней духовного училища. Покровителем Братства выступил Пр. Иннокентий. Как правящий архие¬рей, он оказывал всяческое содействие духовнику Благовещенской духовной семинарии игуме¬ну Илье и иеромонаху Софронию в таком богоугодном деле, как основание в Благовещенской епархии монастыря во имя Успения Божьей Матери, в память священного коронования их императорских величеств.

В августе 1900 г. взял на себя инициативу по организации и должной постановке сбора пожертвований и помощи нуждающимся воинам, участникам военных событий в Амурской области на границе с Китаем.

В к. 1900 г. отправлен на покой в Алатырский монастырь Сибирской губернии.

1900 - 1906. Епископ Никодим (Боков)

Хиротонисан во епископа, викария Сарапульской епархии в 1896. Состоял настоятелем основанного в г. Сарапуле Старцево-горского мужского монастыря.

17 декабря 1900 г. назначен на самостоятельную кафедру Благовещенской епархии, 6 мар¬та 1901 г. прибыл в г. Благовещенск. По его распоряжению с 1901 года начали проводится ежегодные съезды благочинных и депутатов духовенства. С 17 июля по 6 августа 1901 года в г. Благовещенске проходили первые курсы и съезд учителей церковноприходских школ епар¬хии. В г. Благовещенске в это время открылись Пророко-Ильинская церковно-приходская школа (1901, II октября), первое на Амуре женское епархиальное училище (1901. 14 октября), школа в приходе Свято-Троицкой церкви (1902, 23 сентября). В 1902 г. в епархии начала дейст¬вовать церковно-учительская школа, готовившая учителей для начальных народных училищ (с. Черемхово, Ивановской волости. Амурской области)..

31 мая 1903 г. прошел торжественный заклад каменного здания епархиального женского училища в г. Благовещенске.

При содействии Преосвященного Никодима 14 июня 1905 года в Амурской области (в За-зейском крае, устье р. Будунды) был учрежден мужской общежительный монастырь в честь Ус¬пения Божьей Материй.

Умер Пр. Никодим 13 марта 1914 г. (в это время был епископом Астраханской епархии).

1906 - 1909. Епископ Владимир (Иосиф Иванович Благоразумов. 1845 - 1914)

Окончил Казанскую духовную академию. Викарий вятской и рязанской епархий. В 1906-1909 годах епископ Приамурский и Благовещенский.

В 1907 году при Ильинской церкви-школе открылась амбулатория для бесплатного прие¬ма больных. При Пророко-Ильинской школе открылась воскресная школа (1908, 13 января). 13 августа 1907 года Пр. Владимир освятил новосооруженную церковь-трапезную при Будундин-ском Успенском монастыре. Под его руководством в 1907 г. велись работы по устройству епархиальной библиотеки-читальни. В 1908 году в епархии учрежден Градо-Благовещенский Богородично-Албазинский женский общежительный монастырь .

Епископ Владимир известен как духовный писатель. Его основные труды:

1. Св. Афанасий Александрийский. / Кишинев, 1895.

2. Избранные проповеди и статьи религиозно-нравственного содержания / Санкт-Петербург, 1901.

3. Слова, поучения и речи по поводу событий 1876-1878 г.г. /СПБ, 1900.

4. Иосиф Семалеко, митрополит Литовский и Виленский / СПБ, 1900.

5. Основы христианского воспитания детей / СПБ, 1900. Умер в 1914 году.

1909 - 1914. Епископ Евгений (Иоанн Бережков. 1864 - 1922)

Уроженец Владимирской губернии (1864, 15 марта).

В 1897 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество. Спустя 2 года возведен в сан архимандрита, назначен ректором Вла¬димирской духовной семинарии (1899). В 1905 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. 22 мая 1909 г. назначен на самостоятельную кафедру Благовещенской епархии, 29 июля прибыл в Благовещенск. Пребывание епископа Евгения на кафедре Благо¬вещенской епархии отмечено следующими событиями. Духовная семинария была восстановле¬на в .составе всех классов, произведен ремонт семинарских зданий. Ежегодно проводились бо¬гословские чтения для народа. 30 марта 1912 г. состоялось освящение нового здания свечного завода. За 5 лет в Амурской области было построено 20 храмов и получено разрешение на строи-тельство еще 11, открыто около 50 церковно-приходских школ.

11 июля 1914г. Пр. Евгений назначен епископом Костромским и Галичским.

Умер в 1922 г. .

1914 - 1923. Епископ Евгений (Семен Алексеевич Зернов, 1877 - 1935)

Уроженец г. Москвы.

По окончании Заиконоспасского духовного училища, Московской духовной семинарии, в 1902 году закончил Московскую духовную академию, принял монашество, рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха и назначен преподавателем сектоведения в Черниговскую ду¬ховную семинарию.

В 1906 году возведен в сан архимандрита, назначен ректором Иркутской духовной семи¬нарии.

20 января 1913 года хиротонисан во епископа Керенского, викария Иркутской епархии.

11 июня 1914 года получил назначение на самостоятельную кафедру в г. Благовещенск. В 1923 году возведен в сан архимандрита.

Арестован с 29 на 30 августа 1923 года после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе.

В 1923-1926 годах отбывал заключение в концлагере на Соловках, в 1926 - 1929 годах был сослан в Зырянский край.

После освобождения жил в Котельничах Вятской епархии. В 1934 году получил назначе¬ние на Нижегородскую кафедру, возведен в сан митрополита, но к месту назначения не прибыл, так как был вновь сослан на Соловки. Умер 30 октября 1935 года.

Список источников и литературы

1. Иркутская летопись, 1857-1880, №8 стр. 105. Иркутск 1914

2. Камчатские епархиальные ведомости. Благовещенск , 1894, 28 февраля №4 стр. 90

3. Барсуков. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. Москва. 1883. с.

4. ГААО, о. 1, д. 156, с. 17

5. Иркутская летопись. 1857-1880, №8, с. 242,298.

6. ГАОО. ф. 4И, о.1, д. 250.

7. Камчатские епархиальные ведомости, 1898, № 3, с. 248.

8. Якунин М. Епископ Гурий (Буртасовский). Духовный собеседник. 1896, 1(5).

9. Камчатские епархиальные ведомости. 1894, 15 марта, №5, с. 117.

10. Камчатские еп. вед., 1897, № 17, с. 146-148.

11. Камчатские епархиальные ведомости, 1895, № 2, с. 6-16.

12. ГААО, ф. 29-й, о.З, с. 305.

13. Акты Св. Патриарха Тихона. Москва, 199.., с. 861

14. Камчатские епархиальные ведомости. 1898, № 1.

15. Прозорова Г.М. «У истоков Владивостокеко-Камчатской епархии» // Журнал Московской патриархии. № II, 1995, с. 47-51.

16. Камчатские епархиальные ведомости. 1899, № 6.

17. Благовещенские епархиальные ведомости. 1914, № 7.

18. ГАОО, ф. 58, 0.1, д. 12.

19. Амурский край, 1901, №27.

20. Амурская газета, 1901, №33.

21. Амурский край, 1901, № 120.

22. Амурская газета. 1902, № 67.

23. Благовещенские епархиальные ведомости, 1903, № 18. 24.

24. Благовещенские епархиальные ведомости. 1908, №3, с. 71.

25. Сердюк М. Православные монастыри на Дальнем Востоке / Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Сыктывкар, 1994.

26. Благовещенские епархиальные ведомости, 1914, №№ 16,17.

27. Благовещенские епархиальные ведомости, 1914 №19-20 стр. 241-246.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Две памятные даты в истории открытия Владивостокской епархии
18.06.2018
В статье рассматривается вопрос о том, какую историческую дату можно принимать как день рождения Владивостокской епархии.
Православный храм - архитектурный символ России на Дальнем Востоке во второй по­ловине XIX - первой трети XX вв.
14.11.2017
Левошко С. С. Москва, НИИ теории архитектуры и градостроительства Важнейшим символом в архитектуре и градостроительстве последекабристской России, олицетворяющим величайшие духовные ценности XIX века - православие и народность, стал храм. Духовные
Иркутские епархиальные ведомости начала XX века о верованиях корейцев - Костров А.В.
29.02.2016
История Российско-Корейского взаимодействия имеет давнюю историю, которая в сво­ём составе имеет интересное исследовательское измерение.
Корейский архиерей (епископ Никольск-Уссурийский Павел) - Смагин А.Н.
29.02.2016
Изучение истории миссионерской деятельности Русской православной церкви на юге Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX века является актуальной научной задачей...

Популярное

Митрополит Владимир назначен новым главой Приморской митрополии
30.12.2018
Москва. 28 декабря на заседании Священного Синода принято решение удовлетворить поданное прошение Преосвященного митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина об уходе на покой (журнал № 107). Преосвященным Владивостокским и Приморским, ...
Митрополиты Владимир и Вениамин совершили вместе литургию на Рождество
07.01.2019
В праздник Рождества Христова митрополит Владивостокский и Приморский Владимир и митрополит Вениамин совершили в Покровском кафедральном соборе Божественную литургию (обновлена фотогалерея).
Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир прибыл на кафедру
06.01.2019
Митрополит Владимир благословил встречавших его клириков и мирян и обратился к собравшимся и представителям СМИ с приветственным словом.

Наверх