Православие на Дальнем Востоке: публикации

29.02.2016

Корейский архиерей (епископ Никольск-Уссурийский Павел) - Смагин А.Н.

 

«В кругу церковно школьных деятелей епархии его называли корейским архиереем за его особенную любовь к корейскому школьному делу»
священник Василий Огай (1917 г.)

Изучение истории миссионерской деятельности Русской православной церкви на юге Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX века является актуальной научной задачей на пути решения комплексной проблемы интеграции региона в общерос­сийское культурно-историческое пространство. На сегодняшний день в историографии представлено немало работ, затрагивающих различные аспекты истории миссионерской деятельности православных священнослужителей среди корейцев. Вместе с тем научные публикации, в которых история корейской миссии или деятельность отдельных миссионеров выступают в качестве объекта изучения исследователей, носят единичный характер.

Данное сообщение посвящено деятельности уникального миссионера, который внес весомый вклад в организацию и развитие миссионерского дела среди корейцев Приморья в начале XX века.

Епископ Павел родился в 1874 г. в Тульской губернии в семье сельского священника. В 1888 г. окончил курс Тульского духовного училища. После выпуска поступил в Тульскую духовную семинарию. По окончанию семинарии в 1894 г. был определён на должность учителя земского училища. Проработав в школе два года, в сентябре 1896 г. принял монаше­ский постриг и по собственному желанию был переведён на службу в Забайкальскую Миссию. Прибыв в Забайкальскую епархию в феврале 1897 г., иеромонах Павел получил назначение в Иргенский миссионерский стан. Год спустя он был удостоен своей первой церковной награды - набедренника. Автору не удалось выявить сведений о прохождении службы иеромонаха Павла в Забайкальской Миссии. Однако, если судить по его дальнейшей карьере, можно предположить, что за четыре года службы в Забайкалье он зарекомендовал себя с положительной стороны, проникся миссионерским делом и стал испытывать острую, нескрываемую потребность в профессиональном росте.

Будучи способным к обучению, 1 сентября 1900 г. он был зачислен в число слушателей Восточного института (г. Владивосток) на корейско-китайское отделение и 25 октября того же года поступил на службу во Владивостокско-Камчатскую епархию. Перевод в епархию и зачисление в институт были заранее согласованы с Преосвященным Владивостокско- Камчатской епархии епископом Евсевием.

Следует отметить схожие черты в биографии будущего епископа Павла и Владивосток­ского архиерея. Думается, что наряду с профессионализмом обоих деятелей общие моменты в биографии послужили дополнительным стимулом к тёплым и конструктивным отношени­ям между ними.

Оба священнослужителя являлись уроженцами Тульской губернии и выпускниками Тульской духовной семинарии, профессиональную карьеру начали в сфере образования. До перевода на Дальний Восток о. Евсевий четыре года прослужил в Иркутской епархии на руководящих должностях. Служба в Восточной Сибири для обоих стала важным подготови­тельным этапом для служения на далёкой окраине.

В 1899 г. в результате реорганизации Камчатской епархии была образована Владиво­стокско-Камчатская епархия. Причиной ее учреждения стало значительное увеличение численности переселенцев на территории современного Приморского края в конце XIX в. В состав епархии вошли Южно-УссурийскаяДГижигинская, Петропавловская, Анадырская и часть Удской округи Приморской области, о-в. Сахалин и Командорские острова. Кафедра епископа разместилась во Владивостоке. Согласно отчёту за 1899 г. в епархии насчитыва­лось 75 приходов, объединенных в 6 благочиний, 25 церковно-приходских школ и 30 школ грамоты, в которых обучалось не менее 1 600 учеников, один мужской монастырь. В штате состояло 70 священнослужителей и 64 псаломщика. Особенностью епархии стали большая территориальная протяженность, малая численность священнослужителей и низкий уровень образования большей части духовенства.

Процесс организации системы управления епархией начался в марте 1899 г. с открыти­ем Владивостокской духовной консистории и растянулся на несколько лет. Для решения крупных задач, стоящих перед руководством молодой епархии, епископ Евсевий в октябре 1899 г. провёл съезд духовенства. На съезде рассмотрели ключевые задачи, стоящие перед руководством епархии. Среди них и вопросы организации миссионерской деятельности среди корейцев. Депутаты съезда отметили отсутствие в епархии квалифицированных миссионеров, знающих корейский язык. Они приняли решение через архиерея вменить в обязанность миссионерам изучать корейский язык и рекрутировать псаломщиков из среды корейцев.

Для русской администрации в Южно-Уссурийском крае корейцы являлись самым мно­гочисленным инородческим элементом. Ранее миссионерская работа среди них проводилась крайне слабо по причине отдалённости кафедры правящего архиерея (г. Благовещенск). Учреждение епископской кафедры во Владивостоке позволило придать миссии целенаправ- ленную деятельность.

Обучение в Восточном институте иеромонах Павел совместил с практикой и массой других епархиальных обязанностей. Он был приписан к Архиерейскому дому, где стал исполнять обязанности эконома, назначен заведующим Посьетским миссионерским станом, трудился членом епархиального училищного совета, изучил историю развития миссионер­ского дела среди корейцев Южно-Уссурийского края, проанализировал современное положение христианской миссии в Корее и подготовил соответствующие публикации. За время учёбы в институте два раза посетил Корею.

После завершения обучения в Восточном институте в 1904 г. был назначен начальни­ком Российской духовной миссии в Корее с возведением в сан архимандрита. В связи с обстоятельствами русско-японской войны в Корею он прибыл в 1906 г. До этого исполнял пастырские обязанности в русской армии на территории Маньчжурии.

В Корее архимандрит Павел провёл большую работу по переводу богослужебных тек­стов с русского языка на корейский, организовал богослужения на корейском языке, открыл новые школы при миссии, устроил занятия по церковному пению, создал церковный хор. Активность миссионерской деятельности во многом была обусловлена инициативой и личными стараниями архимандрита Павла.-

Бюджет миссии был достаточно скромным - 10 000 иен. Для примера, на содержание школ миссии выделялось 3 000 иен. Данный фактор не позволил реализовать архимандриту Павлу многие его проекты и начинания, в том числе и строительство православного храма в Сеуле. Для увеличения бюджета Корейской миссии во Владивостоке было учреждено миссионерское подворье. Однако эта попытка оказалась неудачной, доходы подворья были более чем скромные.

Для лучшего управления делами Корейской миссии в 1911 г. она была переведена из юрисдикции митрополита Санкт-Петербургского в ведение Владивостокского архиерея.

Основной задачей миссии на данном этапе Стало окормление существующей паствы и, no- возможности, сохранение созданного задела.

Увеличение численности корейских переселенцев в Южно-Уссурийском крае стимули­ровало епархиальное начальство активизировать и оптимизировать миссионерскую деятель­ность среди них. Кроме того, появление в крае протестантских миссионеров, работающих среди корейцев, вызвало особую обеспокоенность архиепископа Евсевия. В связи с этим, архимандрит Павел в 1912 г. был посвящён в епископский сан с назначением на должность викарного епископа Никольск-Уссурийского, с местопребыванием во Владивостоке.

Епископ Павел стал координатором миссионерской работы во всей Владивостокско- Камчатской епархии. В 1913 г. возглавил епархиальный Миссионерский совет. В период с 1913 по 1917 г. включительно он организовал и провёл во Владивостоке пять миссионерских съездов. На них решались организационные, материальные и методические вопросы.

В эти годы миссионерская деятельность среди корейцев существенно активизирова­лась. Средства миссии были достаточно разнообразны: совершение богослужений, чтении проповедей, в том числе на корейском языке, массовые крещения, переводческая деятель­ность, распространении богослужебной литературы, публицистика по вопросам миссионер­ской работы, внебогослужебные собеседования, организация кружков ревнителей правосла­вия, торжественное проведение крёстных ходов, создание миссионерских дружин, развитие школьного дела. Последнему епископ Павел уделял особое внимание.

Будучи викарием, вместе с архиепископом Владивостокским Евсевием принял участие в Поместном Соборе Русской православной церкви, проходившем в Москве в 1917-1918 гг. В условиях начавшейся гражданской войны не смог вернуться во Владивосток. 17 сентября 1918 г. был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. После эмигра­ции архиепископа Смоленского Феодосия в конце 1918 г. временно управлял Смоленской кафедрой. Скончался в 1919 г. по дороге в Новочеркасск от сыпного тифа. Был погребен в Новочеркасске.

Епископ Павел прошёл сложный и интересный путь миссионерского служения. Он внёс значительный вклад в становление и развитие миссионерского дела среди корейцев. Активно содействовал развитию просвещения. Будучи обеспокоенным судьбой Русской православной церкви принял участие в Поместном Соборе. До последних дней своей жизни епископ Павел служил Церкви и Отечеству, разделяя с ними все испытания, посылаемые гражданской войной.

к.и.н. Смагин А.Н. МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Список литературы

Владивостокские епархиальные ведомости (журнал). - Владивосток, 1904-1917 гг.
Иннокентий (Ерохин), ей. Уссурийский. Русская Православная Церковь в Уссурийском крае: Очерки по.историй Владивостокской епархии (вторая половина XIX в, - 1917 г.).-М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.-326 с.Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (Владивосток) Ф. 244. On. 1. Д. 199; Оп. 2. Д. 307; Оп. 3. Д. 536; Ф. 226. On. 1. Д. 375
Сердюк, М.Б. История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. - 324 с.

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на сайт Владивостокской епархии МП РПЦ:
http://www.vladivostok-eparhia.ru