Вопрос - ответ

Дорогие братья и сестры, заранее просим прощения, если мы не будем давать ответы на повторяющиеся вопросы, которые можно посмотреть в нашем архиве. Пользуйтесь поисковой системой сайта.

28.12.2014 Ольга, Казахстан

Я ношу на шее крестик, и две ладанки - св.Пантелеймона и св. Матроны. Верёвочки постоянно путаются. Можно все ладанки и крестик одеть на одну нить и носить? Почему многие говорят, что нельзя?

Здравствуйте Ольга!

Многие - это кто? Ещё апостол Павел предупреждал:  "Негодных же и бабьих басен отвращайся" (1-е Тимофею 4:7). "Одна баба сказала" на приходе "от ветра головы своея". Если кого-то спрашиваете, спрашивайте священника.

В вашем случае - это типичные "бабьи басни". Носите, как вам удобно - на шнурке, на цепочке. Один крестик или с ладанками и иконками. Как хотите. Гланое, чтобы это не превращалось в некий вариант идолопоклонства - надели на себя иконку святой Матроны - она поможет, забыли дома - святая Матрона вас знать не знает и помогать не собирается. Народное сознание наделило ладанки с зашитыми в них молитвами или ладаном способностью «автоматического» магически-охранительного действия, какая приписывалась раньше языческому амулету.

Существует принципиальная разница между восходящим к язычеству верованием в «ладанки» и православным почитанием креста. Так, И. Г. Переседов отмечает: «На Великой Вечерне Крестопоклонной недели Великого Поста крест характеризуется как “оружие непобедимое, бесов сопротивоборче”, но в то же время еще и как “дверь райская, имже вознесохомся от земли к небесным”. Помощь от него может ждать “кроткий”, “милость” приходит через “вразумление”, “побеждают” “молящиеся” - все это подчеркивает личное участие человека, его содействие в победной помощи креста».

Убеждение же в «автоматических» защитных свойствах некоего якобы имеющего «магическую силу» предмета, напротив, приводит к тому, что молитвенное обращение к Богу, соблюдение норм нравственности и т. д. становится ненужным.

Для чего нам нужны материальные носители благодати, будь то икона или просфора, святая вода и т.п., хорошо объяснял известный проповедник митрополит Антоний Сурожский. Бог есть Дух, благодать – духовна, а человек состоит из души и тела, поэтому ему бывает трудно воспринять благодать непосредственно. Снисходя к немощи человеческой природы, Господь и дал нам возможность прикоснуться к благодати через освященные материальные предметы.

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, почитая образ, мы обращаемся к первообразу – тому, кто на нем изображен. С благоговением почитаемая, освященная нательная иконка несет в себе Божественную благодать – силу, которой Бог освящает человека и сохраняет его от зла.